Агитация в соц.сетях

АГИТАЦИЯ В СОЦ. СЕТЯХ

Возможно, на первый взгляд многим это покажется несущественным и не столь важным, но тем не менее трудно отрицать факт того, что различные социальные сети в интернете существенно друг от друга отличаются. Это касается не только политических предпочтений посетителей, но и их возраста, профессий, увлечений и проч. Существуют как массовые соц.сети, охватывающие различные группы людей и различные классы общества, так и более узконаправленные, по признаку профессии или общего увлечения.

Спойлер

Или даже общего класса (существуют соц. сети для бизнесменов). Примеры соц. сетей первого типа – VK, twitter, facebook, одноклассники, Youtube. Второго – last.fm (крупная социальная сеть любителей музыки) и, как это ни странно – сайт радиостанции Эхо Москвы, представляющий из себя по сути систему блогов наподобие Живого Журнала. Сюда же и по тем же признакам можно включить и проект олигарха Ходорковского – Открытая Россия. И Эхо Москвы, и ОР это некое подобие социальной сети для политических единомышленников (условных «либералов»). Строго говоря, любое сообщество, любое объединение по какому угодно признаку в интернете это уже социальная сеть. Еще один момент, который следует держать в уме – социальные сети существуют не независимо друг от друга. Напротив, они пересекаются и иногда даже интегрируют друг в друга части других социальных сетей. Смотря какое-либо видео на youtube, можно совершенно спокойно разместить его в рамках уже другой соц. сети.

Что более важно для нас, так это то, что в различных социальных сетях и различных сообществах/блогах, внутри соц. сетей, существует свой собственный язык и стиль общения. Twitter это, прежде всего, соц. сеть коротких текстовых сообщений. Этим он отличается от того же ВК или Youtube, хоть отчасти все их функции там тоже интегрированы. Такое ограничение в количестве символов не могло не затронуть культуру общения и сам язык посетителей. По сути, само это ограничение и породило некоторые специфические для твиттера субкультуры, например т.н. «фандомщиков» - поклонников (а чаще всего малолетних поклонниц) различных поп. групп. Они используют мобилизационные способности твиттера для раскручивания собственных аккаунтов, создавая и продвигая внутри своей тусовки различные бессмысленные хештеги, состоящие из смайлов и сокращений. Твиттер это социальная сеть не только известных медийных персон, за чьими сообщениями следят миллионы подписчиков, но и вполне обычных людей. Совершенно никому не известный человек вполне может там быть достаточно читаемым (чем и пользуются представители субкультуры фандома). Как показала практика, в твиттере имеет смысл использовать отдельные выдержки из работ классиков, их цитаты, при этом с кратким комментарием, выделяющим главное. Сама соц. сеть устроена так, что буквально принуждает к краткости. Еще одно отличие твиттера от прочих социальных сетей, это мобилизационный эффект и скорость распространения информации. Любой твит может увидеть абсолютно непричастный к этому человек, а зачастую и вовсе далекий от непосредственной темы обсуждения. Этим уже, кстати говоря, пользовались и буржуазные цветные «революционеры» - не столь еще давние события в Египте и в Молдавии были названы «твиттерными революциями», что только доказывает пропагандистскую эффективность этой соц. сети.

Распространение высокоскоростного интернета и недовольство современным российским телевидением, прежде всего среди молодежи, привело к росту популярности YouTube. Казалось бы, вот идеальная агитационная площадка, но, если судить по количеству подписчиков, каналы марксистских или околомарксистских деятелей редко набирают выше 40-50 тысяч. Даже такие цифры являются редким исключением. Если отбросить в сторону некие индивидуальные особенности каждого такого пропагандиста, мешающие его деятельности, то неизбежен вывод о том, что Youtube в основном используется как развлекательная площадка, единая для различных групп любителей чего угодно. Телевидение таких развлекательных возможностей не предоставляет, поэтому за развлечениями идут на Youtube. Все, что вырывает человека из состояния праздности попросту игнорируется широкими массами. Периодически Youtube попадает все на то же телевидение, так совсем недавно на центральных каналах ТВ с совершенно серьезными физиономиями обсуждали рэп-баттл, аудитория которого в основном присутствует на ютубе и, как правило, не смотрит телевизор в принципе. Как пример интеграции социальных сетей – часто контент с ютуба обсуждается в том же твиттере. Принимая во внимание вышеизложенное, на Youtube стоит замахиваться только тогда, когда будет набрана масса сочувствующих марксизму людей, сформирующих первоначальный костяк посетителей такого ютуб канала. Иначе он потонет в потоке белого развлекательного шума.

Важная проблема, с которой мы можем столкнуться, состоит в том, что социальные сети, как правило, чаще всего объединяют людей не по классовому признаку, а по общему увлечению или хобби. От любителей домашних животных, до фандомщиков в твиттере, поклонников разнообразных произведений массовой культуры. Социальные сети, как и весь интернет в целом, зеркально отражает в виртуальном мире все те же явления из мира реального – общество атомизировано и разбито как зеркало, единства в капиталистическом обществе нет и быть не может. Люди убегают от реальности в т.ч. и в социальные сети, поэтому они и представляют из себя объединения преимущественно по общему увлечению, помогающему забыться. Более того, эффект от такой виртуальщины оказывается даже сильнее, поскольку еще более жестко отрывает человека от реальности и погружает в виртуальную «тусовку», увлеченную одним видом культурного «опиума». Чем, кстати говоря, и пользуются буржуазные агитаторы, обильно поливая это соусом из идеализма и демагогии, исходя из своих политических интересов. Агитировать внутри таких мелкобуржуазных тусовок бессмысленно в силу нескольких причин. Внутри каждой такой тусовки существует свой собственный язык (жаргонизмы) и манера общения, свои кумиры, свой предмет культа. Попытки оторвать их от объекта поклонения внутри их группы даст обратный эффект – они ринутся его защищать, скатывая любую дискуссию в бессмысленную и бессодержательную перепалку, причем именно у такого агитатора будет заведомо проигрышное положение из-за незнания местного языка, традиций и численности. Все его аргументы будут просто пропускаться мимо ушей. Это касается любых объединений, совершенно с марксизмом не связанных, например, объединений условных «либералов». Переагитировать и «посадить зерно сомнения» в участника подобного объединения можно только вне подобного сообщества. Как это не печально, но у буржуазных агитаторов здесь есть действительно мощный туз в рукаве, поскольку они используют капиталистическую культурную (и не только) надстройку в своих политических интересах. Тот же Навальный активно применяет в своей агитации популярные интернет-мемы и модные жаргонизмы, тем самым находя общий язык с их носителями – своей ударной силой. Для марксиста это смерти подобно, поскольку никого не привлечет, только оттолкнет товарищей своей несерьезностью, игривостью и легкомыслием. Марксизм не может быть ничем иным, кроме как строгой наукой.

Каждая тусовка отличается от другой возрастом участников, их финансовым положением и т.д. и т.п. Зная эти факторы можно выявить тот самый «крючок», за который и следует цепляться, заставить человека «проснуться» и выйти за пределы своей родной тусовки, но, как мне кажется, подобное может быть эффективным при непосредственном общении вне интернета или вне сообщества, в котором они состоят.

Вопрос состоит еще и в том, кого нужно агитировать и пропагандировать в различных соц. сетях?

По данным опроса Левады-центра 68% опрошенных россиян хотели бы жить при социализме. Парадоксально, но согласно другому опросу той же Левады, в тройке выдающихся личностей стоит Путин (с социализмом никак не связанный), сразу после Сталина. Товарищи уже высказывали такую мысль, что вот она самая ближайшая цель – необходимо оторвать образ Путина от социализма. Я соглашусь с этим, но добавлю от себя то, что агитировать необходимо прицельно и по возрастным группам. Условно, всех желающих социализма людей можно разделить на несколько групп, разнящихся не только по уровню «осмысления» самой сути социализма, но и по возрасту.

Группа 1. Это люди, чья молодость прошла в Советском Союзе. В них сильно чувство ностальгии, еще не затухли воспоминания о былом. С научным марксизмом подавляющее большинство представителей этой группы знакомы только краешком уха, отсюда и широчайшие возможности для обмана и манипуляций, которые активно и применяются буржуазными агитаторами. Пользуясь этой ностальгией, примешать к ней щепотку идеализма и подбросить ломтик метафизики, можно создать потрясающего мутанта-гомункула, например, какой-нибудь «православный социализм» или красный монархизм. Этот идеализм среди подобных людей и расцветает во многом из-за незнания марксизма как науки, как научного метода познания мира.

Группа 2. Условная молодежь, не заставшая СССР в силу возраста, но тем не менее присматривающаяся к марксизму. В общем и целом, болячки те же самые, что и у их старших товарищей – теоретическая безграмотность и идеализм, плюс ко всему находятся в плену масскульта. И те и другие - идеалисты.

Идеализм – вот та питательная среда, на которой цветут многие заблуждения, в том числе и политические. Идеализм бывает различным в своих формах, каждая из которых присуща той или иной возрастной группе. Для людей, еще заставших Советский Союз, существуют разнообразные буржуазные приемы и уловки, использующие ностальгию по СССР и позволяющие обуздать безусловно существующее недовольство капитализмом, носящее почти что рефлекторный характер (выработанный рефлекс недовольства, исходя из объективных условий своей жизни). Недовольство есть, но оно не осмыслено. Такие ностальгирующие товарищи, либо так и остаются ностальгирующими, либо поддаются буржуазным агитаторам, опять-таки в силу своего незнания, идеализма. Поэтому для буржуазии крайне важно сохранять и преумножать этот идеализм, вселяя веру во всех своих формах – от веры в бога, до веры, что Путин с помощью какого-нибудь НОД одолеет злых и негодных бояр и устроит нам всем социализм. Но, как видимо предполагается, социализм с частной собственностью и захватническими войнами, дабы отомстить бездуховному западу. Спасение зачастую видится в войне. Буржуазия использует зреющее в народе недовольство в своих интересах, разбавляя всякий намек на подлинную революционность очередной порцией идеализма. Именно поэтому сейчас так много людей, позиционирующих себя социалистами или даже марксистами, большевиками, но при этом пытающихся сохранить либо частную собственность, либо верящих лично в Путина, либо в бога царя или какого угодно героя. Работать необходимо, учитывая и ностальгию по советскому союзу и, безусловно, учитывая реальный жизненный опыт таких людей. Многие из них винят во всех бедах либо Запад в лице конкретных его представителей, либо западных агентов у нас, мешающих нам развиваться. Необходимо сражаться с этим, ровно как и с метафизикой, присущей многим из них. Объяснять, что в родной стране сидят точно такие же буржуи, что без материализма и диалектики невозможно подлинное осознание даже таких истин. То есть направлять их ностальгию в нужное нам русло – в русло изучения марксистской теории. Иначе они попадут под влияние буржуазного агитпропа, который потащит их в обратную сторону - в сторону реакции и, возможно, фашизма.

Более молодые люди, в силу своего возраста и прочих факторов (например, при всем неприятии отдельных аспектов капитализма они остаются в плену его же культурной надстройки), еще не осознающие свое собственное положение также являются преимущественно идеалистами. Нужно хорошо это понимать, что идеализм необходим буржуазии, поэтому им пропитано капиталистическое общества с головы до пят. Он навязывается и пропагандируется всем без исключения. Но тем не менее, на стороне молодых людей, как ни крути, молодость и энергия. При грамотном подходе можно будет перенаправить их энергию в нужное нам русло. Если определенный заряд энергичности все-таки присутствует, то где же для нее выход? Сегодня эта самая энергия попросту сливается в никуда. Отчасти, если у человека все-таки есть какие-то политические представления, она уходит в бессмысленные интернет-баталии. В ход идет все, что только может идти: от оскорблений, до троллинга. Таким образом, энергия расходуется впустую и человек при этом чувствует некое удовлетворение. Тут надо сказать, что интернет для этого открывает все возможности: вычислить трудно, общение подразумевает некоторую анонимность. Еще одним средством «слива» энергии, является уже много раз упомянутая массовая культура, а особенно если такой человек состоит в одной тусовке любителей (тех же рэп-баттлов или телесериала). Также, энергия может уходить и на разнообразные политические акции, не затрагивающих сути системы, не покушающихся на ее основы. Это опять-таки связано с незнанием, с отсутствием понимания происходящих процессов. Следствие того, что диалектический материализм для этих людей – абсолютно незнакомая территория. При всем при этом, за молодежь можно действительно крепко ухватиться, так как действительно есть за что. Недавние случаи с блогером Соколовским, в некоторой степени ситуация с фильмом «Матильда», обнажили неприятие в молодежной среде клерикализации и растущему религиозному мракобесию. Также в соц. сетях весьма популярны разнообразные антирелигиозные паблики, например, «Атеист». Это весьма многообещающе, но при этом на данный момент сохраняет в себе все тот же заряд идеализма, веру в правильный капитализм с человеческим лицом, просто без попов. Что можно с этим поделать? Нужно пропагандировать научный метод познания окружающего нас материального мира, то есть диалектический материализм. Это словосочетание, во-первых, многим молодым людям практически неизвестно, следовательно, не оплевано так как «коммунизм» или «марксизм», а во-вторых, исходя из их крайнего неприятия растущей религиозности, может действительно ими быть принято. Познание, знакомство именно с методом, позволит человеку многое прояснить, систематизировать и пойти дальше. Без знания метода, без должной его шлифовки и оттачивания, получится не знание, а догма, что тоже только навредит делу.

Еще здесь можно добавить то, что тесная связь молодых людей с масскультом, фантастическими произведениями в кино и литературе тоже может являться некоторой для нас зацепкой. В качестве примера – сегодня достаточно популярен жанр киберпанка, который, при всех своих достоинствах, несколько сегодня искажен. Первоначально, жанр строился вокруг социальной критики, критики капитализма как такового. При показе развитых технологий в киберпанк произведениях показывалась также и нищета, бесправие одних при полном беззаконии других, разрушенная капиталистами природа и т.д. Сегодня же, когда этот жанр целиком и полностью сел на коммерческие рельсы, можно наблюдать выхолащивание киберпанка как такового. На сегодняшний день, киберпанком считаются даже не произведения как таковые, а отдельные знаки и символы подобных произведений, общий стиль повествования, а не показ социальных проблем. Но жанр достаточно популярный сейчас, плюс ко всему на волне его популярности даже у нас зародилось движение трансгуманистов (по сути – чистых идеалистов). Это на первый взгляд может показаться не к делу и не к месту, но в целом это можно рассматривать как один из примеров «общения с молодежью». Не употребление мемов и сленговых словечек, а брать какой-либо образец масскульта и препарировать его, с целью вскрыть базис (обычно в самом произведении не затрагивающийся), экономические причины показанного там. Вскрывая подобное, можно как раз ознакомить человека с марскистской методологией – диалектическим материализмом. Это, впрочем, не касается каких-либо объединений, строящихся вокруг именно идеи трансгуманизма. Трансгуманисты уверены в том, что причиной всех бед является не производственные и экономические отношения, а слабость человека как такового, что предлагается решить путем науки. Заменить руки-ноги на металлические, голову на компьютер и тогда заживем. Кстати говоря, все это движение идеалистов можно описать явлением, открытым еще Марксом – товарным фетишизмом, товар в данном случае и главный фетиш - это компьютер и вычислительная техника, а никакой не прогресс.

В общем, пропаганда диамата, с целью ознакомить человека с ним, может сослужить хорошую службу, именно на это и нужно ориентироваться. Плюс ко всему, в некоторой степени решится проблема языка (если принять во внимание, что слова «пролетариат», «коммунизм» и прочее подобное в значительной степени оплеваны и всерьез не воспринимаются), в пределах пропаганды именно диалектического материализма многие подобные термины можно на ранних этапах не проговаривать. Необходимо работать с подобными людьми, пусть они даже пока не марксисты, но втолковывать им именно марксистский метод познания мира. Если они действительно начнут его изучать и познавать, оттачивать, то уже «не будут глупенькими жертвами обмана», а значит, что и последующие наши задачи будут в значительной степени упрощены. Совершенно в той же степени это касается и более старшего поколения, просто необходимо учитывать и их советский опыт, у молодых отсутствующий.

Еще нам может в этом помочь реальное ухудшение жизненного положения народа. При работе с молодежью необходимо втолковать, что многие из проблем молодежи это на самом деле классовые проблемы. Пока Мара Багдасарян может кататься на дорогом автомобиле, какой-нибудь простой молодой парень вынужден лихорадочно метаться в поисках работы и денег. Которые нужны не на развлечения и покупку дорогой техники, а банально на жизнь. И виноваты в этом не сами эти люди (защитники капитализма частенько говорят, что виноваты сами безработные и нищие), а система, устроенная так, что для поддержания жизненного уклада Мары обязательно нужен нищий молодой Виталик. В ситуации, когда не дети помогают родителям, а родители детям, виноваты не глупые дети или мешающие жить родители, а система. Капитализм. Буржуазные пропагандисты, в т.ч. и якобы оппозиционные, активно используют это и дурят молодым людям головы, объявляя нынешний строй неофеодализмом. При этом очевидно подразумевая, что они построят «нормальный капитализм» и тогда у всякого персонального Виталика будет крутой джип прямо как у Мары Багдасарян. Вот здесь и необходим диамат, наглядно вскрывающий всю лживость подобных заявлений. Только с ним можно доказать, что мест на счастливый поезд в светлое буржуйское будущее не хватит на всех Виталиков. И формация сегодня не феодальная, что бы не говорил Навальный, а капитализм. Чтобы и Виталик это понял, он должен хотя бы вкратце ознакомиться с самим методом такого познания и, как мне кажется, у него на многое откроются глаза. Лазейки для внедрения подобного имеются, один из них, как уже говорилось – антирелигиозность подобных молодых людей. Нужно лишь развить их пока что веру в материализм до реального осмысления.

Как мы можем увидеть, при всем многообразии человеческих интересов, все-таки главным объединяющим фактором для различных возрастных групп в соц. сетях является идеализм, уход от реальности. Это касается как групп по интересам и увлечениям, так и политических объединений. С ним и нужно бороться, принимая во внимание затрудненность такой борьбы в пределах различных таких тусовок. Как мне кажется, тут должен быть комплексный подход:
[list=1]
[]Борьба с идеализмом во всех свои проявлениях – пропаганда диалектического материализма с самых его основ.
[
]По возможности – вырывание человека из его уютного мира с целью наглядно продемонстрировать системный кризис капитализма и избавить такого человека от всех иллюзий, связанных с возможным сохранением этой системы в том же виде.
[/list]
Конкретные шаги, направленные на претворение в жизнь вышеизложенного:
[list=1]
[]Создание групп МЭЛС во всех крупных, массовых социальных сетях: ВК, Одноклассники, Твиттер, которые будут своеобразными аванпостами в этих сетях, т.е. репостить записи со ссылками на форум и т.д. Созданием этих групп нужно заниматься всем, кто создает местный кружок, там можно писать о новостях внутри своего кружка. Если у нас еще нет одной общей группы МЭЛС, объединяющей все эти кружки, то нужно создать. Размещать статьи со ссылкой на форум необходимо туда, все мелкие местные группы будут просто их репостить. (а писать свое можно у себя). Таким образом, может хотя бы создаться впечатление, что объединение действительно масштабное и при этом растущее, если есть одна большая группа и множество групп поменьше. При росте численности нашей организации, можно затрагивать и крупные тематические форумы или группы в соц. сетях, чьи посетители хотя бы отчасти способны на усвоение марксистской методологии – паблики и объединения атеистов, антиклерикалов. Здесь повторюсь, не нужно сразу водружать красный флаг и прочую символику, отношение к которой, прямо скажем, неоднозначное среди тех же объединений атеистов. Как правило, эти люди настроены против государства, но не против капитализма. Необходимо ознакомить членов подобных объединений с диаматом, это и будет являться той самой наживкой. Как мне кажется, подобное действительно может сработать, учитывая неосведомленность людей в вопросах философии. Их атеизм примитивен и обычно находится на уровне сочинения антицерковных картинок. При всем при этом, нельзя бросаться сразу в пекло, то есть в крупные объединения-тусовки, члены которых воспримут в штыки любой диамат или марксизм, то есть в принципе либо не способных его усвоить, либо изначально враждебно к нему настроенных. Как пример – паблики или группы любителей философии какого-нибудь Шопенгауэра, ницшеанцев, объединение православных верующих и прочее подобное. В той среде и в той обстановке переагитировать их не получится.
[
] Культура общения. Как уже говорилось, сложности с культурой общения, отсутствие понимания и прочее подобное будет сильнее ощущаться в тех группах/объединениях, которые от марксизма действительно далеки и их члены будут прибегать и к оскорблениям и к троллингу ради защиты своего уютного гнездышка. Туда соваться не нужно, но, если будет возможность простого общения с человеком, состоящим в подобных объединениях, то есть шанс переагитировать и, как минимум, заинтересовать его. Общаться нужно спокойно, спокойно же и поправлять, указывать на ошибки, параллельно наглядно демонстрируя марксистский подход.
[*]Создание (в будущей перспективе) групп, напрямую не связанных с МЭЛС, но пропагандирующих марксизм и, особенно, диалектический материализм. Здесь я сам до конца не уверен, но считаю, что было бы неплохо создать, к примеру, атеистический паблик (или какой угодно другой, например, философский), который будет пропагандировать среди своих читателей именно диамат. Было бы действительно неплохо создать подобную группу в будущем, где не вопили бы о попах и не фотошопили бы картинки про православных святых, а постарались поставить атеизм, материализм на рельсы подлинной науки, пропагандировали это. Таким образом можно будет привлекать людей, не принимающих некоторые черты современного российского капитализма и закреплять это уже подлинным осознанием того, что это не некие «родимые пятна», а неотменяемая его суть. Которую никакими прелестями социал-демократии не скрыть.
[/list]

Все сказанное в основном относится именно к текущему этапу нашей деятельности, а именно – поиску и привлечению сторонников, прежде всего желающих изучать марксистскую науку, а не бегать по улицам с флагом и кричать о неизбежности наступления светлого будущего. То есть эта агитация не массовая. Как мне кажется, массовая агитация должна быть предельно четкой и понятной чего мы хотим и кто мы такие. Она, как мне кажется, достаточно прямолинейна. Более узконаправленный агитпроп, с целью сформировать первичный набор в кружки из людей, действительно осознавших необходимость изучения марксизма может комбинировать различные методы, поэтому без творческого подхода здесь не получится.

И, самое последнее – как быть с политическими «тусовками» и тусовщиками? Здесь, думаю, нужно присматриваться к условным «патриотам», обычно среднего и немолодого возраста. Необходимо разрушение веры в бога, царя или героя. Решается опять-таки пропагандой диамата, но с возможным оперированием цифрами, фактами из реальных достижений Советского Союза. Диамат и ностальгия здесь идут рука об руку, взаимно друг друга подпитывая. На всякий вопрос: почему так было и почему сейчас не так, необходимо давать простой и содержательный ответ: потому что сама формация сейчас устроена иначе (там уже объяснить подробнее почему). С этим, как мне кажется, будет труднее всего. Молодежь сейчас совершенно дезориентирована, и как ни странно, это может являться также и плюсом, так как у нее в общем-то политические взгляды не сформированы и мягки как глина, в отличие от людей постарше. Всегда бывают и исключения, но сам факт того, что молодежь предоставлена самим себе, выброшена в капиталистические реалии и оттого зачастую оказывающаяся в состоянии дезориентации и растерянности остается фактом. Поэтому, я думаю, ставку нужно делать именно на нее:
[list=1]
[]Пропагандируя диалектический материализм среди молодежных групп, так или иначе способных его усвоить.
[
]Вырывая из расслабленного состояния, из массовой культуры, из тусовок по интересам. Интересной должна стать реальность и ее анализ (при помощи диамата). Человек должен осознать свою классовую принадлежность и ответить на простой вопрос: за кого он? Тем более, как уже говорилось, зацепиться есть за что: как минимум за неприятие растущего религиозного мракобесия. Это является почвой для осмысления и принятия марксизма, через диалектический материализм.
[*]Разъяснение, что многие современные проблемы молодежи – это проблемы классовые, неотменяемые следствия самой системы, которые не решить простой заменой одного политика на другого. Например, близкий многим жилищный вопрос, ипотека, поиск работы, образование и т.д.
[/list]
Еще раз повторюсь, это касается узконаправленной пропаганды, направленной на выявление отдельных людей, с целью пополнения рядов МЭЛС и местных кружков. С массовой пропагандой необходимо разобраться чуть позже.На данном же этапе агитпропа, необходима пропаганда марксистского метода познания окружающего мира – диалектического материализма, благо зацепиться такой пропаганде действительно есть за что.

Надо сказать, что эти паблики заполнены таким мусором, что иногда хочется, чтобы некоторые их участники в церковь походили. Они абсолютно не проводят параллели клерикализации и текущего экономического строя. Могут назвать тебя любителем теорий заговоров, масонов, рептилоидов. Так что, да. Было бы неплохо иметь адекватный антирелигиозный ресурс, который действительно раскрывал бы потенциал научного подхода.

Кстати, может быть в этой теме соберём все ссылки, на созданные группы?

Это надо бы лучше сделать где-то на главной странице.

Да, это несомненно. Но где то списочек хранить, для начала, тоже хотелось бы. Тем более, в случае появления региональных страниц.

Основные группы ГО “МЭЛС” в социальных сетях:
Твиттер: МЭЛС (@marenglensta) | Twitter
Вконтакте: МЭЛС Марксистский кружок | VK
Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/127235951240706/
Одноклассники: Марксистское объединение МЭЛС | OK.RU

Региональная группа ВК в Тюмени:
https://vk.com/public150453550

@“МаркЦ” отлично, спасибо!

Aleksandr Pantsjin | VK - science inquisitor,
страницу ведет Старший научный сотрудник
Института проблем передачи информации РАН, Александр Панчин.

https://vk.com/scinquisitor - science inquisitor,
страницу ведет Старший научный сотрудник
Института проблем передачи информации РАН, Александр Панчин.

Единство в кап.обществе может быть,это экономические интересы.Т.е. не интерес к чему -либо,а заинтересованность в чем-либо,то бишь,в улучшении экономического положения пролетариата.Экономическая борьба,как борьба за улучшение положения рабочего,есть борьба политическая.
В одной беседе, ВКонтакте,на тему создания союзов-советов по производственной цепочке,для вовлечения в борьбу за свои права рабочих мелких производств, мы столкнулись с проблемой поиска и выявления этих цепочек. Есть предложения поиска через логистику,но так же было предложено создавать группы в соц.сетях,например “сообщество анонимных рабочих города такого-то”,где можно было бы выявлять такие цепочки. Причем если человек не хочет светить свои данные,то пусть остается анонимным,главное выявить цепь и уже в цепи вести агитацию за улучшение экономического положения рабочих. Т.е.,я хочу сказать,не приуменьшая важности всего выше изложенного,что,ничто не пропагандирует и не агитирует лучше чем реальная борьба. А реальная борьба,на данный момент,это борьба за экономические интересы,а это и есть борьба политическая,её невозможно не заметить,ее невозможно не оценить. И такие группы и сообщества в соц.сетях,есть площадки пробуждения.