Что такое марксизм?

Предлагаю в своем докладе ответить на вопрос “Что есть марксизм”, поскольку считаю, что для людей, поставивших себе целью изучить предмет, должно быть четкое его понимание и отсутствие двояких толкований.
Начнем с того, что определим понятие философии, к которой марксизм имеет непосредственное отношение как научное знание. Степень соотнесения философии и М. определим ниже.

Спойлер

Итак, философия - наука. Наука - это СИСТЕМА знаний. Философия изучает наиболее общие законы природы, общества, и мышления.
У философии, как науки, есть две функции: мировоззренческая и методологическая.
В целях разворачивания темы доклада, заострим внимание на методологической ф-ии. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания. И уже все остальные науки, которые по отношению к философии находятся в подчинении, берут себе на вооружение эти методы.
Мы часто слышим заявления об оторванности философского знания от жизни, они не выдерживают критики. Действительно, мне не нужна философия для того чтобы забить гвоздь, но если мы говорим о более фундаментальных понятиях, напр. историческом процессе, то обойтись без нее не представляется возможным. Но давайте приведем примеры из областей, которые более близки обывателю.
Например, бурное развитие физики в конце 19 — начале 20 веков. Тогда обнаружилась неправомерность отождествления материи с неделимыми атомами(в 1895 были открыты рентгеновские лучи, далее в 1896 - явление радиоактивности, электрон – 1897). В связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. В физике назрел методологический кризис. Можно ли развивать науку, предметом которой выступает то, чего нет?
Каким образом был найден выход из него? Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» проанализировал суть кризиса, и определил путь выхода из него - усвоение физиками диалектического материализма.
Также, можно привести в пример математику, которая без усвоения диалектики топталась бы на месте в изучении бесконечно малых величин. Величины, которые стремятся исчезнуть, но никогда не исчезнут. Формальная логика отвергает подобные противоречия, диалектическая логика позволяет дать объяснение.
Таким образом, мы видим, что философия не оторванная от жизни наука, а наука о всеобщем. Развитие ее определяет развитие всех остальных наук, в частности и прикладных.

Возвращаясь к выше обозначенной цели доклада, мы должны сказать, что диалектический материализм и есть марксизм.
Марксизм - диалектический материализм.

Не путать диалектику с софистикой, с умением спорить и пр., в таком значении ее употребляют деятели, не желающие разбираться в предмете.

Диалектика - наука, изучающая противоположные движения в одном единстве.
Развитие диалектики часто связывают с именем Гегеля. Действительно, этот выдающийся философ собрал и систематизировал 2000-летний опыт философов в своих трудах. Особого внимания заслуживает “Наука логики” Гегеля. Ленин утверждал: “Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля.”
Почему же такое внимание уделял ему Ленин? Особенно, учитывая то, что Гегель был идеалистом(т.е. сознание/дух для него первично, материя вторична). Ответ заключается в том, что Маркс и Энгельс, вооружившись диалектическим методом познания Гегеля, применили его к историческому процессу. Они поставили диалектический идеализм Гегеля на материалистические рельсы(именно это имеется ввиду под их: "перевернули Гегеля с ног на голову). И именно благодаря этому стало возможным научное обоснование коммунизма. Ни Энгельс, ни Маркс в глаза никакого коммунизма не видели, не жили при нем. Маркс также предсказал и кризисы капитализма, зашитые в нем, рассматривая противоречия ему присущие.
Диалектическая логика отрицает формальную логику, но отрицание - это философская категория, которая не значит, что мы выкинули формальную логику, а значит диалектика вобрала в себя ее. Один из законов формальной логики - закон не противоречия. Из двух противоречащих суждений одно д.б. ложным. Желудь — это дуб? Да, дуб. Но ведь дуб - это дерево, а желудь не обладает признаками дерева, значит - не дуб. Формальная логика не может разрешить противоречий, но истина(как и все, материя, движение) противоречива.
В двух словах конечно невозможно пересказать “Науку Логики”, но чтобы дать некоторое представление(в крайней степени упрощенно), приведу пример т.н. триады Гегеля. Наверно многие слышали про связку: Тезис - Антитезис - Синтез. Т.е. есть некоторое утверждение(тезис), оно отрицается антитезисом. Он же в свою очередь отрицается синтезом. Отрицание отрицания. Противоречие тезиса и антитезиса СНИМАЕТСЯ. Синтез вбирает в себя и тезис и антитезис.
Когда я говорю о том, что Маркс диалектически истолковал исторический процесс, что я имею ввиду? Возьмем общественно экономические формации. Их различают по такому критерию как производственные отношения, или кому принадлежат средства производства и соответственно, каким образом распределяется произведенный продукт. Сменились производственные отношения, сменилась формация.
Наиболее общее деление формаций: коммунистическая(первобытнообщинная), частнособственническая формация(включает в себя: рабовлад., феодальную и капиталистическую), возвращение к коммунизму, но обогащенному всеми достижениями, которые получены с помощью рабовладельческого, феодального и кап. строев.
Здесь упрощенно, но тем не менее видно, движение от тезиса к синтезу.

Марксизм - диалектический материализм. Так ну а как быть с историческим материализмом, ведь его также признают ? Когда диалектический материализм применяется к области истории(т.е. общественных процессов). Соответственно, и исторический материализм проистекает из диалектическрого, выступает как сторона марксизма
Марксистская философия вобрала в себя все передовые достижения философии, политэкономии(Смита, Риккардо, Мальтуса и в дальнейшем “Капитал” Маркса) и социализма(работы социалистов-утопистов пересмотрены материалистически).

Исходя из того, что М. не ограничивается политэкономией, всех призываю к изучению диалектической логики наряду с ней.

пока Гегеля не прочитал, вопрос. Правильно ли я понимаю диалектическую логику на примерах:

  1. тезис: сейчас 15ч00мин
    антитезис: сейчас не 15ч00мин (сейчас 15ч 15мин).
    синтез: сейчас около 15ч00мин

  2. тезис: человек молод
    антитезис: человек стар
    синтез: человек средних лет (человеку 30 лет)

Нет, это у вас пример формальной логики, вычисление среднего значения. А вот пример диалектической триады:

  1. Тезис: река равна сама себе, она остаётся собой, потому что она та же самая в любой момент времени, она течёт в том же русле, у неё то же название.
  2. Антитезис: река не равна сама себе, она всё время меняется, в каждый момент времени её вода уже не совсем та же, что была некоторое время назад.
  3. Синтез: река одновременно и равна и не равна сама себе. Это означает, что река находится в постоянном движении, в развитии, оставаясь при этом той же самой рекой. Движение реки это разрешение противоречия между равенством и неравенством себе, это и есть синтез или снятие противоречия. Всё сущее, вся материя находится в движении, в развитии. Это главное противоречие материи, что она всегда и равна и не равна сама себе, это противоречие есть движущая сила материи. Единство и борьба противоположностей есть противоречие. Противоречие есть движущая сила любого движения, развития. Где нет противоречия, там нет движения. Нет противоречий в формальной логике, там или равно или не равно, третьего не дано. В диалектике обязательно и равно и не равно одновременно. На формальной логике построена математика, метафизика. На диалектике построен диалектический материализм как метод и марксизм как наука.

МаркЦ, спасибо за разъяснение

Неплохой доклад. Раскрыта суть с диалектической стороны. Но необходимо объяснить и материальную сущность, не зря же он “материализм”.