Что такое товар?

image

В отношении товара Маркс в самом начале первой главы первого тома «Капитала» пишет: «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [1]. При этом совершенно не важно, физические это потребности или духовные. Это не определение товара, здесь лишь формулируются необходимые предпосылки для того, чтобы что-либо могло стать товаром.

1) «Товар есть прежде всего внешний предмет…». То есть перво-наперво, прежде всего, чтобы что-то могло стать товаром, оно должно сначала быть внешним предметом. Внешним по отношению к чему, к кому? Конечно, по отношению к человеку. Это значит, что такой предмет должен иметь самостоятельное существование, отдельное от человека. Такой предмет должен существовать вне человека. А то, что существует вне человека, независимо от человека, само по себе, есть объективная реальность, или материальное. То есть, чтобы иметь возможность стать действительным товаром, этот предмет прежде всего должен быть материальным предметом – с одной стороны, и существующим отдельно от человека – с другой стороны. Это первая предпосылка.
Здесь ключевым моментом является то, что предмет должен быть именно внешним, а не то, какие качества есть у этого предмета или какими свойствами он обладает. Вообще, предмет может быть хоть материальным, хоть идеальным. Но чтобы иметь возможность стать товаром, этот предмет должен обязательно быть в первую очередь внешним для человека.
Маркс не зря именно так формулирует свою мысль. Его логика состоит в том, что если предмет существует как внешний для человека, то он обязательно должен быть материальным предметом. Если есть что-то внешнее для человека, то оно по определению не может быть идеальным. Идеальное есть отражение материального в мышлении человека. Иначе, если этот предмет есть что-то идеальное и этот предмет становится внешним по отношению к человеку, то возникает ситуация, когда рядом друг с другом, независимо друг от друга, рядоположенно начинают существовать материальное и идеальное. То есть, получается, что есть материальный мир и отдельно от него, сам по себе – идеальный мир. Это прямая дорога в идеализм. Таким образом, Маркс на корню отсекает возможность протащить под категорией «товар» что-либо, во-первых, нематериальное, а во-вторых, не имеющее отдельного от человека существования.
2) «…вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности». Тут говорится о том, что любая вещь, чтобы она могла стать товаром, обязательно должна быть чем-нибудь полезной для человека. Совершенно бесполезная, никому не нужная вещь товаром не станет. Это вторая предпосылка.
Итак: если предмет материален, если он существует самостоятельно, отдельно от человека, если он чем-либо полезен человеку, тогда такой предмет, вещь имеет все шансы стать товаром в соответствующих условиях.
Когда материальный продукт труда производится для обмена и начинает существовать отдельно от человека как сгусток мёртвого труда, когда он способен удовлетворить чьи-либо потребности, то вот тогда возникает товар как единство стоимости в своей меновой форме и потребительной стоимости.
Но живой труд учителя, врача, парикмахера, артиста и т.п., являясь потребительной стоимостью, сам по себе не является стоимостью, но и не создаёт никакой стоимости, так как его результат материализуется в форме полезного эффекта не во внешнем предмете, а в самом человеке.
И труд программиста, учёного, менеджера и т.п., производящий программу, идею, алгоритм, тоже не создаёт стоимость, так как результатом такого труда является идеальный продукт. Этот продукт не существует сам по себе, он должен быть реализован в материальном предмете. Но это уже другой труд других людей.
Таким образом, труд врача или программиста, учителя или учёного – не производит товаров. Но тогда возникает вопрос, почему продукт их труда продаётся, да ещё и с извлечением прибыли? Потому что в капиталистической экономике действует механизм перераспределения прибавочной стоимости между различными отраслями производства.
Это механизм образования цены производства и средней прибыли. Благодаря ему товарную форму может принять всё что угодно, и материальное и идеальное. Для этого достаточно лишь одного – наличия рыночного спроса на это «что угодно». Если есть платёжеспособный спрос, то будет предложение. И появляется цена как денежное выражение стоимости. Например, цена услуги или идеи. В цене будут выражены издержки производства услуги или идеи плюс прибавочная стоимость из других отраслей производства. Эта прибавочная стоимость будет перераспределена рынком в пользу услуги или идеи по механизму образования цены производства и средней прибыли.

Литература

  1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, издание второе, том 23, стр. 43. М., 1960.