Доклад "К.Маркс. "Капитал". Том 1. Отдел 1. Глава 1 (Товар)"

Конференция №17 (29.10.2017)
Доклад «К.Маркс. Капитал. Том 1 (Процесс производства капитала).
Отдел 1 (Товар и деньги). Глава 1 (Товар)»

«Товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь, которая благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности».

Товар представляет собой единство и борьбу двух противоположностей: потребительной стоимости и стоимости. Полезность вещи определяет потребительную стоимость, которая осуществляется в процессе потребления. Потребительная стоимость, таким образом, суть качество вещи, предмета, товара. Второй момент товара - стоимость - это количество, количественное соотношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода.

Спойлер

Потребительные стоимости это то, что отличает один товар от другого. Но раз товары обмениваются между собой, то в них должно быть нечто общее им всем. Этим общим является стоимость товаров. Если конкретный человеческий труд создаёт качество, потребительную стоимость, то абстрактно человеческий труд создаёт количество, стоимости, по которым все товары можно сравнивать друг с другом. Двойственный характер товаров соответствует двойственности труда. Если отвлечься от конкретности труда, то увидим, что продукты труда рождаются как сгустки лишённого различий человеческого труда, как затраты недифференцированной рабочей силы. Мерой стоимости служит количество труда, или продолжительность рабочего времени.

«Как стоимости, все товары суть лишь определённые количества застывшего рабочего времени».

Как же учесть сложность и интенсивность труда, силу, умения, желание трудиться и прочие различия трудящихся людей? Труд вообще есть расходование (потребление) человеческой рабочей силы (мозга, мускулов, нервов, рук и пр.). Любой сложный труд в итоге сводится к сумме простых форм труда. Маркс в «Капитале» за единицу труда берёт именно простой усреднённый труд для большей наглядности получаемых выводов. Вся сумма всех рабочих сил данного общества представляет собой совокупную рабочую силу, и всегда можно принять за единицу некоторую усреднённую рабочую силу, которая употребляет на производство данного товара лишь общественно необходимое среднее рабочее время. Эта рабочая сила существует в конкретных нормальных условиях труда, при среднем уровне умелости и средней интенсивности труда. Таким образом, и произведённый товар имеет также среднее качество (потребительную стоимость) и среднее количество (стоимость).

Рассмотрим варианты взаимодействия двух моментов товара - потребительной стоимости и стоимости. Вещь может обладать потребительной стоимостью, но не иметь стоимости: это предметы природы, не затронутые трудом человека (воздух, девственная земля, естественные луга, дикий лес), то есть, это не товары. Вещь может быть потребительной стоимостью, продуктом труда, но если при этом она не участвует в обмене, то опять не является товаром, например, продукты, созданные для собственного употребления. Вещь может иметь стоимость, но при этом не обладать потребительной стоимостью. Это результат общественно бесполезного труда. Продукт труда становится бесполезным, если он создан трудом, но не находит своего применения в обществе, в том числе, например, испорченные продукты. Простое отчуждение продукта труда в пользу другого человека также не приводит к появлению товара, например оброк. Товаром же становится только такой продукт труда, который реализуется в процессе обмена.

Развитие формы стоимости исторически проходит четыре стадии:
• Простая, единичная, или случайная, форма стоимости. Возникает как случайный обмен, когда один товар приравнивается к другому и обменивается в соответствующей пропорции. И таких пар товаров возникает много. Один товар обладает относительной формой стоимости, другой - эквивалентной. И наоборот. Стоимость одного товара выражается в потребительной стоимости другого, и она приобретает форму меновой стоимости благодаря возникновению стоимостных отношений между продуктами труда, которые становятся товарами через обмен. То есть товар обнаруживает свою двойственную природу лишь в обмене, когда его стоимость становится меновой стоимостью. Если же рассматривать товар изолированно, то его стоимость только в потенциале будет меновой стоимостью. Скрытая в товаре внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости проявляется в обмене, когда стоимость одного товара становится видна в потребительной стоимости другого.
• Полная, или развёрнутая, форма стоимости. Каждый товар выступает в качестве эквивалента для каждого товара. Все товары переплетаются, общей единой нитью их скрепляет стоимость, как результат абстрактно человеческого труда. При этом важно, что величина стоимости товара регулирует его меновые отношения, а не наоборот.
• Всеобщая форма стоимости. Это единообразное выражение стоимости всех товаров в одном товаре. Теперь все товары выступают по отношению друг к другу, как меновые стоимости, все качественно равны в этом смысле и количественно сравнимы.
• Денежная форма. В качестве эквивалента выступает один вид товара - золото. Форма цены товара - это простое относительное выражение стоимости товара в денежном товаре.

Диалектическая триада развития понятия труда и товара:
• Частный (конкретный) труд создаёт потребительные стоимости (теза).
• Всеобщий (абстрактный) труд создаёт стоимости (отрицание частного труда через отвлечение от конкретных форм труда и проявление человеческого труда вообще, антитеза).
• Общественный труд соединяет потребительные стоимости и стоимости в товары как целое (затрата человеческой рабочей силы, все действительные виды труда сведены к общему характеру человеческого труда, частный труд выступает как момент всеобщего труда, синтез).

Вывод: в движении становления товарной стоимости произошло снятие единства и борьбы потребительной стоимости и стоимости. Стоимость теперь скрыта в небытии. Налицо имеем лишь потребительную стоимость, продукт труда, который может стать товаром, только если вступит в обмен, и тогда из небытия проявится его стоимость в форме меновой стоимости. При капитализме именно это мы и наблюдаем. Но в этом заключена таинственность товара, так как отсутствие стоимости налицо как результата человеческого труда, заставляет людей думать, что стоимость возникает природным образом, что она суть естественное свойство любой вещи и даже идеи. Поэтому капитал зачастую случайным образом назначает стоимости товаров (рыночные капитализации). Порой оценивается и продаётся даже то, что в действительности не имеет никакой стоимости (идеи, компьютерные файлы, участки на Луне). Это явление Маркс называет товарным фетишизмом, то есть поклонением вещам, товарам без понимания их сущности. Денежная форма окончательно скрывает за вещами общественный характер частных работ и только усугубляет непонимание природы возникновения стоимости товаров. При коммунизме же продукты труда не переходят в состояние товара, стоимость не проявляет себя в форме меновой стоимости, она остаётся в небытии. Важна только потребительная стоимость вещей, то есть их качественная сторона. Деньги не требуются, раз нет обмена. Продукты распределяются по потребностям.

МаркЦ

3 Симпатий

возможно ли сравнить потребительскую стоимость, стоимость со спросом? например, производится продукт, на него есть спрос/необходимость в обществе и он соответственно приобретает потребительскую стоимость и в то же время, если выпускается продукт не нужный, то он имеет только стоимость?

Только не “потребительская”, а “потребительная” стоимость. Сравнить-то можно, да только это совсем не одно и то же. Спрос можно искусственно создать и взвинтить его до небес. И такой товар будет легко продаваться. Вопрос в другом, а полезен ли этот товар, спрос на который был искусственно создан? Потребительная стоимость - это полезность продукта для человека. Не всё то, что хочет купить человек, вызвано его потребностью. Потребность человека в чём-либо - объективна, она сообразуется с текущей общественно-исторической действительностью. То есть человек не может испытывать нужды в том товаре, который не удовлетворяет его реальной потребности, вызванной жизненной необходимостью. Но с помощью рекламы можно создать “хотелки” - псевдопотребности, субъективные “потребности”. Можно убедить человека в том, что ему требуется такой-то товар, что он жить без него не может. Так создаётся искусственный спрос. А смысл этого в том, что при капитализме производятся в первую очередь стоимости, в составе которых заключена прибавочная стоимость (прибыль капиталиста), а уж во вторую очередь думают о потребительных стоимостях. То есть при капитализме производят товары, чтобы их продать и получить прибыль, и не важно что это будет за товар, главное чтобы реализация его приносила прибыль, поэтому искусственно создают спрос на что угодно, лишь бы продать. А действительно ли нужно это покупателю, совершенно не важно. Таким образом, потребительная стоимость - это полезность продукта, связанная с объективной потребностью человека в нём. При социализме производят именно потребительные стоимости, поэтому не требуется реклама. А спрос - это искусственно вызываемые субъективные “хотелки” при капитализме, чтобы всеми правдами и неправдами продать товары, получить прибыль. Для этого необходима реклама.

1 Симпатия

Прошу прощения за невнимательность, действительно читал, как “потребительская” изначально. Про спрос, тоже моя ошибка, не уточнил, что я имел ввиду спрос при социализме/коммунизме. Просто, так по крайней мере мне, проще воспринять. А про искусственный спрос, полностью согласен, так и есть.