Эскапизм в буржуазной культуре

Рассуждая о характере современного капитализма нельзя не затронуть тему эскапизма. Эскапизм за 26 лет существования буржуазной России сумел полностью, тотально захватить массы. Что он из себя представляет? Эскапизм (с англ. Escape – убежать, спастись, спрятаться) является совокупностью различных форм бегства от реальности, этот широкий термин может охватывать как употребление наркотиков, так и болезненное увлечение спортом, музыкой, модой, интернетом. Но традиционно все же считается то, что эскапизм подразумевает некоторую бессодержательность и пустоту болезненного увлечения, не дающее человеку никакой пользы, ввиду его тотальной оторванности от объективной реальности.

Спойлер

Для социологов и психологов феномен эскапизма представляет особенный интерес, ввиду его тотальной распространенности. Однако буржуазная наука описывает эскапизм как явление не являющееся негативным, обычно сводя все к его «выраженности». То есть, по мнению буржуазных психологов, плох только эскапизм, доводящий человека до полного отрыва от реальности.

Поэтому крайне необходимо дать марксистский объективный всесторонний анализ данного феномена (не в рамках данной заметки). Ответ кроется, прежде всего, в том, что практически вся культура современного буржуазного общества насквозь пропитана эскапизмом, что обусловлено специфическими для капитализма товарно-денежными отношениями, частной собственностью и эксплуатацией человека человеком.

Капиталистическая формация, с ее наемным рабством, эксплуатацией и присвоением прибавочной стоимости, не может существовать без дурманящей голову культурной надстройки, подчиненной господствующему классу. Класс современных господ – буржуазия, господствуя в экономическом базисе, воспроизводит свои ценности и устремления и в надстройке, чем бесспорно является культура и философия. Я связал их друг с другом, поскольку постмодернистский бум XX века является точкой отсчета как современной массовой культуры (как ретранслятора) и феномена эскапизма в целом. Рассмотрим его повнимательнее.

70-ые годы XX века можно с полным правом называть точкой отсчета современной постмодернистской философии. В 69-ом в США только отгремел знаменитый Вудстокский фестиваль, ставший лебединой песней хиппи-движения. Эпоха социального протеста сходила на нет, сменившись на потребительское-мещанское раздвигание сексуальных границ и снятие всех табу – знаменитая сексуальная революция. Является ли она постмодернистской? Безусловно да. Постмодернизм характеризуется восхвалением крайнего индивидуализма, борьбой с масштабными философскими системами (прежде всего анафеме был предан Гегель и, как ни странно, Ницше) и иронично-глумливым отношением к бытию. В конечном счете, была поставлена под сомнение даже объективная реальность этого мира и самого человека. В культурном же плане он представляет из себя компиляцию, мозаику и обыгрывание различных культурных феноменов (сегодня это, прежде всего, массовая культура, а ярким представителем подобного мозаичного обыгрывания является поп-арт). Сексуальная революция говорила примерно о том же, воспевая крайний индивидуализм, субъективный идеализм (в данном случае – ты тот, кем ты себя ощущаешь), свободу выбора сексуальной ориентации и партнера. Чуть позже, на основе этого бума, появится современная буржуазная гендерная теория, пытающаяся поставить это на научные рельсы.

Эскапизм, напомню, это бегство от реальности в любых своих формах. В бурное время конца 60-ых XX века его квинтэссенцией был постмодернизм и сексуальная революция, которая была лишь частью общего постмодернистского бума. Именно на этом этапе зародилась современная массовая культура. Она начала зарождаться вместе с развитием средств массовой коммуникации (то есть с развитием технологий) и представляла собой квинтэссенцию буржуазной культуры, то есть культ денег, силы и сильной личности, т.е. культ субъективного идеализма. Буржуазная культурная надстройка теперь стала еще более эффективным опиумом, особенно вкупе с сексуальной революцией, когда границы потребления были существенно расширены.

На этом примере мы можем проследить то, как господствующий класс, используя достижения науки и техники, а именно развитие массовых коммуникаций, может модернизировать и свой «опиум для народа». На определенном этапе развития капиталистического общества, вместе с развитием науки и техники, строгая мораль и религиозность, начали мешать капиталу и он успешно впитал в себя хиппи-бум, протестное движение и сексуальную революцию, превратив в итоге и то и другое в товар - опиум, продающийся по хорошей цене. Именно это открыло двери современной порноиндустрии - жестокой эксплуатации и по сути торговли живым товаром. Именно отсюда вышли современные оппортунистические левые течения, такие как феминизм третьей волны, являющийся прямой сдачей всех истинных интересов женщин. Новые «продвинутые» феминистки с пеной у рта доказывают истинность буржуазной гендерной теории, сражаются с патриархатом, много рассуждают о сексуальности, но при этом ни слова не говорят против капитализма и системы в целом. Наоборот – они стоят на его страже. Этого не могут понять молодые «левые», слепо копирующие все самое модное прямиком из капиталистической метрополии.

Это истоки нынешнего эскапизма. Эскапизм - товар, которым торгует современная неимоверно раздутая индустрия развлечений. В силу своего характера и глубинной сущности, капитализм не может обойтись без подобного. Для сокрытия классовых антагонизмов и механизмов эксплуатации, капиталу необходимо заставить человека погрузиться в сон. Будучи в плену сновидений, невозможно трезво (научно) смотреть на окружающий мир. А в яркие сновидения сегодня человека можно погрузить в полном смысле этого слова, банально используя достижения науки и техники, помимо более традиционных для этого средств.

Последние разработки корпоративных гигантов (Sony, Facebook, Google) позволяют уже напрямую погружать человека в виртуальные миры. Эти «шлемы виртуальной реальности». Вместе с этим, растет и возраст потребителей индустрии развлечений, в определенном сегменте целевой аудиторией уже становятся молодые белые мужчины до 30-35 лет. В англоязычной прессе таких людей, как правило, называют «кидалтами» (сокращ. от англ. kid – ребенок, adult – взрослый), иными словами взрослый ребенок, который хочет только развлекаться, покупать новые гаджеты и не напрягать мозг. Очевидно, что в буржуазном обществе, бегство от реальности принимает все более причудливые и извращенные формы, следуя за развитием науки и техники. Виновата в данном случае не машина и не наука, а капитал, использующий это, во-первых, для получения прибыли, а во-вторых, для замыливания классовых противоречий внутри общества, для обеспечения стабильности системы.

Но и не одной техникой единой. Эскапизмом пропитана вся буржуазная культура в целом. Литература, кино, музыка – везде один и тот же примитивный шаблон, антиинтеллектуализм и открытая борьба с научным миросозерцанием. И даже совершенно неважно, что рассматривать по отдельности. Крайне примитивные попсовые песни на примитивные темы для примитивных умов или брутальное рычание в микрофон какого-нибудь норвежского Black-Metal коллектива. Каждый обрабатывает свою аудиторию, но объединяет их одно – бегство от реальности в сказку (гламурную сказку элиты или маргинальную, здесь неважно), ее отрицание.

В литературе и, позднее, в кино, получили распространения произведения в жанре фэнтези, распахивающие перед потребителем двери в иные миры, погружающие в них с головой. Отец-родоначальник всего жанра, писатель Джон Толкиен так говорил в целом о жанре: «Восстановить душевное равновесие хорошо помогают волшебные сказки. И только любовь к сказкам может сохранить в нас или вернуть нам детство, то есть детский взгляд на мир.» Детский взгляд на мир это, в первую очередь, отказ от научной картины мира, боязнь принимать серьезные решения и брать на себя ответственность – вот какой человек нужен буржуазии. Это образец идеального потребителя. А реальность под запретом, потому что она расстраивает «душевное равновесие».

Философия, на которую опирается капитализм, это субъективный идеализм. Истинно то, что в тебе. Все зависит от тебя. Обратите внимание, насколько точно это описывает «американскую мечту»! Если ты будешь долго и упорно работать на дядю, то рано или поздно, благодаря твоим способностям и упорству ты сам превратишься в дядю, который будет эксплуатировать других. Без веры в это капиталистическая формация была бы еще более хрупкой.

Буржуазная Россия не стала исключением. Так и не ослабевшая эпидемия эскапизма наоборот только набирает обороты. Специфика нашего ухода от реальности состоит в глубокой разочарованности в капитализме, которая, при этом, не осознается в полном смысле этого слова. Она ощущается на простом житейском уровне, но не осмысляется. Более того, находящиеся в опиатном плену индустрии развлечений люди всеми силами будут защищать уютный вымышленный мирок, «дарованный» капиталистами. Здесь даже совершенно неважно, что именно мы рассматриваем: собрание почитателей писательницы Джоан Роулинг в своей сути ничем не отличается от группы любителей онлайновой ролевой игры. Мы также можем наблюдать бегство в телешоу, в сериалы про вечное противостояние «воров и мусоров», модную беллетристику. Уход от реальности опасен тем, что при полном бездействии и игнорировании ее, реальность становится только хуже. И пока спящий российский пролетариат тешит себя мыслью о том, что он кто угодно другой, но не пролетарий, его так и будут эксплуатировать дальше.

Вся эта история с сексуальной революцией, протестным движением и то как капитализм впитал их в себя, поставив себе на службу, в той или иной степени повторяется везде и всегда. Товаром становится даже то, что на первый взгляд всегда противопоставляло себя моде и товарности, никогда не являлось контркультурой (потому что контркультура это игра в протест) и всегда было на социальной обочине. Прежде всего, я имею в виду блатную романтику и движение АУЕ, в последнее время захлестнувшее Россию. На этом примере мы можем наблюдать, как подчиняясь рыночным капиталистическим законам, блатная романтика моментально стала продаваемой (т.е. она закрепилась даже в виде модного бренда в одежде).

Все вышеперечисленное не могло не коснуться российского левого движения. И дело тут не в «дурной молодежи», это коснулось так или иначе всех. Левая молодежь имеет обыкновение попадать в различного рода троцкистские объединения (посмотрите на парт.состав РРП, РСД и проч.), давно ставшие вассалами мирового капитализма и действующие в его интересах.

Яркая фраза и разговоры о социалистической революции в действительности оборачиваются, в лучшем случае, социально-демократической программой, требованиями мелких реформ и неграмотными акциями прямого действия, на манер анархистов XX века. Это происходит потому, что теория заменяется на миф, на ощущение знания, а сама эта деятельность является лишь попыткой побега от реальности. Из этого вытекает субкультурный характер российского левого движения. Грамотная тактика отбрасывается и не рассматривается, предпочтение отдается шумным и эпатажным акциям.

Но почему молодые ребята чаще всего попадают именно в неотроцкистские группы? Именно от троцкистов можно постоянно слышать обвинения в догматизме и зашоренности, несоответствии времени. Студенчество, как основной источник подобных движений, насквозь поражено вирусом мелкой буржуазности, поэтому все левое европейское модное поветрие (оно оттуда и идет, там и находятся их хозяева. РСД напрямую подчинено французской троцкистской партии), где как таковых коммунистов вообще не осталось, воспринимается ими без попытки анализа, буквально и сразу на веру.

Параллельно с этим КПРФ себя дискредитировала окончательно, а ниноандреевцы и прочие подобные организации превратились в клубы лиц пенсионного возраста, где ни о каком марксизме и речи уже не идет, в затхлой атмосфере обсуждается в основном конспирология и протоколы сионских мудрецов. Это тоже своеобразная форма эскапизма, мифотворчества, но для людей постарше, поэтому левая молодежь попадает в лапы других торговцев опиумом - троцкистов. Вообще, при ближайшем рассмотрении современный троцкизм, как идеологически мертвое течение, является зависимым от мирового капитала, на практике чаще всего всего выступает как пятое колесо на либеральной телеге.

Характер этих партий, как и современного левого движения в целом, во многом субкультурный: активисты часто связаны с антифа и прочими подобными организациями, некоторые противостоят на улицах скинхедам, большое значение имеет атрибутика протеста. Никакой научной картины мира там нет по причине пробелов в теории. Чего и говорить: неграмотный тот же слепой, поэтому они сами того не ведая будут действовать в интересах буржуазии.

История показывает, что уход от реальности свойственен обществам, формациям, находящимся в процессе своего распада и гниения. То, что индустрия развлечений так раздута, говорит отчасти и о том, что требуется все более ядреный опиум для успокоения «душевного равновесия». Все это является признаком нарастающих глубинных противоречий внутри капитализма. Рано или поздно, но оболванивающая машина перестанет давать нужный эффект и классовая структура общества обнажится в полный рост. Сейчас нам, помимо объединения, выстраивания организации, агитации и пропаганды, необходимо бороться с мифами, в том числе и левыми мифами. Для нас они сейчас опаснее всего, учитывая последние заигрывания буржуазной власти с ними: ноги у доски тов. Сталину в МГЮА растут именно из желания обуздать левые настроения, используя народное недовольство капитализмом.

Наша задача – пробудить людей. Пробуждение возможно только в случае отрицания мифа и принятия реальности. Чему и должен способствовать агитпроп. Он ни в коем случае не должен игнорировать надстройку! Препарирование этой надстройки и разъяснение в ее контексте базиса – вот агитационная формула.

Здоровская статья. Спасибо.

Молодцы Вы! Будем учиться!

Ресурс очень полезный и своевременный. Статья отменная. Лиха беда начало…

В десятку. Я бы ещё как одно из проявлений эскапизма назвал выборы. Они почти полностью превратились в отвлекающий манёвр власти от действительного положения дел. Не стесняясь под выборы делают ремонты, дополнительное финансирование из бюджета. А кандидатов на муниципальные выборы в район (сельский), тем более в селе найти всё сложнее. В итоге в депутаты этих уровней проходят не представители народа, а ставленники чьих-то конкретных интересов - власти, бизнеса, бандитов или всех вместе. Зомбирование выборами идёт постоянно. Иллюзия демократии.

Верно. Это касается буржуазных выборов в целом, что бы не говорили наши доморощенные оппозиционные любители буржуазной демократии. Тут нет чего-то неправильного или правильного, все именно так как должно быть, потому что запрос на это исходит от самой системы. Еще Ленин на эту тему писал: “Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте, – вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, но и в самых демократических республиках” У нас просто еще есть определенная специфика (ЕР, как бы кто не голосовал, сидела на своем месте и будет сидеть), за которую буржуа-оппозиционеры и цепляются, требуя “честных выборов”, “правильного капитализма”, “поставить правильных людей”. Собственно, в понимании обычного такого мелкого сторонника капитализма с человеческим лицом, правильные люди это иностранные управленцы. С инновациями и Илоном Маском с бутылкой пепси в руках. И это вполне закономерно - в системе победившей попкорновой массовой культуры, с клиповым мозаичным мышлением, неспособностью и нежеланием познавать окружающий мир с позиций науки, иного быть и не могло. Главная функция буржуазной культуры - охранять систему капиталистических отношений и она с этим справляется. При этом, капитализм, порождая условия для побега от реальности куда подальше, еще и превратил сам такой побег в товар, который сам же и продает. Это, конечно, касается и политических образов. Вот такая ситуация “белки в колесе”, порочный круг. Культурная и не только наркотизация