Советы по заветам прогрессивных французов

Свобода, равенство, братство — таков был лозунг Великой французской революции 1792 года. Да, это была буржуазная, но все же революция и в головах прогрессивно настроенных людей рождались прогрессивные идеи. Так уж получается, что некоторые гениальные вещи сначала проявляются на поверхности и лишь затем происходит глубокое их осознание. Я уже останавливался ранее на том, как сегодня понимается свобода [1]. В данном тексте я бы хотел остановиться подробно на равенстве.

Прогрессивно настроенные французы понимали равенство следующим образом [2]:

Все граждане равны перед ним (законом) и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Здесь мы видим чисто формальный подход — общественное равенство понимается лишь как равенство перед законом. Общественное равенство декларируется и оно отчасти есть по форме даже сегодня в период реакции [3], но по сути никакого равенства нет [4,5]. Чисто формальный подход к формулировке определений не является истинным. Формулировка, претендующая на истинность, должна отражать и форму, и сущность. В настоящий момент наше общество является существенно классовым, поэтому сущность общественного равенства тоже классовая. Раскрытие этой сущности было проведено К. Марксом и сегодня понимается как отсутствие в обществе классов. Таким образом истинная формулировка могла бы выглядеть следующим образом:

Общественное равенство есть законодательно закреплённое уничтожение классов

Развёрнутое определение классов было дано В. И. Лениным:

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.
Наиболее важным в этом определении является вопрос о том, в чьих руках находится собственность на средства производства. Частная собственность лежит в основе деления нашего, пока ещё буржуазного, общества на классы. Если мы ставим своей целью добиваться общественного равенства, уничтожать эксплуатацию человека человеком, то нам решительно необходимо частную собственность на средства производства сделать общественной и закрепить этот акт законодательно. Это есть объективный общественный интерес.
Власть, позволяющая писать законы в интересах всего общества и контролировать их действительное исполнение называется диктатура пролетариата. Диктатура пролетариата не является, как могло бы показаться, простым отрицанием диктатуры буржуазии. Диктатура пролетариата есть истинная диктатура как снятие становления моментов буржуазной власти и буржуазного безвластия. Последнее явно имеет место быть наряду с первым в современном обществе. Кроме того диктатура пролетариата не подавляет какие то группы людей или частные лица. Как трудящиеся они могли бы быть полезны обществу. Подавляются лишь их стремления к извлечению прибавочной стоимости, эксплуатации. О диктатуре пролетариата В. И. Ленин писал:
Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что:
только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие , в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов.
Таким образом руководить, т.е. идти вперёд, указывать верную дорогу трудящимся должны фабрично-заводские, промышленные рабочие. Долженствование здесь понимается как выход за границу, которая есть предел. О том, что предел уже близко говорит крайне ущемлённое и все ухудшающееся экономическое положение рабочего класса в плане получения им мизерной доли того общественного богатства, которое он же и создаёт. Уже по факту своего положения в системе производства рабочие находятся на передовой классовой борьбы и даже несут ощутимые потери [6]. С другой стороны это же положение способствует возникновению эффективной формы общественной организации. Однажды такая форма уже имела место и именно она стала основным моментом Октябрьской революции 1917 г. и последующих событий.
Первый общегородской Совет был создан рабочими делегатами от предприятий Иваново-Вознесенска в 1905 году. Рабочие сумели организоваться и управляли городом более двух месяцев [7]. Таким образом жизнь сама преподносит нам нужную форму общественной организации. Отказываться от такого подарка было бы мягко говоря неосмотрительно. Тем не менее представляет некоторый интерес исследование других возможных форм организации трудящихся, дополняющих эту основную, проверенную временем форму. Это одно из возможных направлений дальнейшей работы.
Далее концепция Советов и Советского государства была существенно развита В. И. Лениным и другими исследователями. Ключевым результатом этих исследований является то, что избирательной единицей и основной ячейкой государства становится не территориальный округ, а производственная единица (завод, фабрика). Эта особенность делает практически осуществимым контроль избирателей над своими депутатами и отзыв тех из них, кто не оправдывает доверие трудовых коллективов [8].
Советская власть есть основная форма диктатуры пролетариата . Вместе с тем, как власть большинства, она есть советская демократия. Она является действительной демократией в отличии от например буржуазной демократии (парламент), которая по большому счёту есть демократия только в том смысле, что она не есть открытая террористическая диктатура. Советская власть как действительная демократия позволит обществу эффективно подавлять классовые и другие антиобщественные тенденции на пути к свободному обществу без классов и воплощению в жизнь прогрессивного лозунга «Свобода, равенство, братство»
  1. Свободное общество без классов — определение и лозунг, https://dikt-prole.livejournal.com/2079.html
  2. Свобода, равенство, братство — Википедия
  3. Росприроднадзор подал иск к «Норникелю» на ₽148 млрд — https://www.rbc.ru/society/10/09/2020/5f59dcc69a794758665f1d96
  4. Кто из российских миллиардеров разбогател сильнее всех за время пандемии — https://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/405643-kto-iz-rossiyskih-milliarderov-razbogatel-silnee-vseh-za-vremya
  5. Коронавирус снизил доходы https://www.kommersant.ru/doc/4406984
  6. Обзор несчастных случаев и ЧП на производстве — https://ohranatruda.ru/news/902/589230/
  7. А.С. Казеннов М.В. Попов Советы как форма власти, Санкт-Петербург 2013 или — http://rpw.ru/lib/sovety.html
  8. Там же стр. 41-42
1 симпатия